КАМЕНКОВА (Каменкова-Павлова)
Анна Семеновна
Родилась 27.04.1953, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1985)
Лауреат Специальной премии за лучшее исполнение женской роли на II МКФ в Мар-дель-Плата,
Аргентина (1960 - за фильм «Девочка ищет отца»)
Лауреат Приза за лучшую женскую роль на ВКФ в Ашхабаде (1979 за фильм «Молодая
жена»)
Лауреат Приза жюри и премии за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале
телефильмов в Душанбе (1989, за фильм «Софья Петровна»)
Дебют в шесть лет
Дебют актрисы в кино состоялся в шестилетнем возрасте, как это часто бывает,
все произошло в общем-то случайно. Их детсадовскую группу вывели на прогулку в
сквер Большого театра. Ребята как обычно бегали, прыгали, а затем обратили внимание,
как у одной из скамеек какие-то люди просили ребят постарше почитать стихи. Детишки
сгрудились вокруг, наблюдая за происходящим. И тут маленькая Аня вышла вперед
и, не моргнув глазом, потребовала: «А теперь слушайте меня!»
Как оказалось, это были представители киностудии. Они искали исполнителя детской
роли в картину «Девочка ищет отца». Бойкая девчушка им понравилась, и ее пригласили
на студию к режиссеру Льву Голубу. Сначала Аня ему не приглянулась. «Не годится
- совсем маленькая», - вынес свой приговор режиссер. Однако потом все же передумал,
и утвердил Аню на роль дочки партизана.
Фильм имел большой зрительский успех. Он демонстрировался на различных отечественных
и зарубежных кинофестивалях, собрав немало престижных наград. Немало этому способствовала
вполне естественная, достоверная игра Ани Каменковой. Девочка была талантливым
ребенком, смышленым и эмоциональным. Она безраздельно верила в «предложенную игру»
и плакала в кадре по-настоящему. За эту работу на II МКФ в Мар-дель-Плата в Аргентине
Аня получила свою первую награду.
Театр
После роли в картине «Девочка ищет отца» Ане Каменковой поступило немало предложений
сниматься. Но родители считали, что главное для ребенка – учеба. Так и осталось
в памяти девочки ощущение праздника от съемок. Это ощущение переросло в уверенность,
что профессия актрисы – лучшая на свете.
Приложил свою руку и отец, преподаватель литературы, прививший Ане любовь к
театру. Он нередко водил дочь на лучшие столичные спектакли. А после вместе они
с жаром обсуждали постановки дома. Заметив у дочери актерские способности, родители
отдали ее в студию художественного слова при Дворце пионеров. Аня занималась у
замечательного педагога Галины Александровны Хацревин, воспитавшей многих талантливых
ребят, позже ставших артистами, режиссерами, художниками, киноведами.
После школы Анна поступила в Театральное училище им. Щукина. Там она проявила
себя талантливой ученицей. Ее работы в дипломных спектаклях были настолько яркими,
что по окончании в 1974 году училища перед новоиспеченной актрисой гостеприимно
распахнулись двери сразу трех столичных театров.
Анна выбрала театр на Малой Бронной, которым руководил Анатолий Эфрос. В первые
же шесть лет она сыграла там пятнадцать ролей, двенадцать из которых были главными.
В театре на Малой Бронной Каменкова проработала до 1992 года.
Отработав восемнадцать лет в Театре на Малой Бронной, актриса ушла в антрепризу.
Она сотрудничает с «Бенефисом», «Школой современной пьесы»... «Хана» с Каменковой
в главной роли уже несколько лет собирает полные залы.
Кино
Возвращение Анны Каменковой в кино состоялось после окончания Щукинского училища.
Она снялась в 1975 году в лирической киноповести «Лесные качели», а год спустя
сыграла Ирину в драме «Весенний призыв».
Последовавшая затем работа в мелодраме Леонида Менакера «Молодая жена» (Маня)
принесла актрисе настоящий успех. В 1979 году на XIII Всесоюзном фестивале в Душанбе
Анну Каменкову наградили Призом за лучшую женскую роль. А позже она была признана
лучшей актрисой года.
Уже с первых работ в кино Анна Каменкова предъявляла по-настоящему жесткую
требовательность к себе. Поэтому любая из ее ролей, будь она главная или второстепенная,
оставалась в памяти зрителей. При этом актрису волновали не только драматургия,
характер, но и духовная близость героинь ее собственному мироощущению. Ее всегда
привлекали характеры сильные, бескомпромиссные.
Одной из самых заметных работ Анны Каменковой в 80-е годы стала роль следователя
Нечаевой в картине «Визит к минотавру», где она блистательно сыграла в паре с
выдающимся актером Сергеем Шакуровым. А за главную роль в драме «Софья Петровна»
актриса была удостоена Приза на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе.
В 90-е годы Анна Каменкова снималась мало. Среди редких работ можно отметить
мелодраму «Детство Темы» и детектив «Круг обреченных», вышедшие в начале 90-х,
а также роль психолога Анны в психологической мелодраме «Тесты для настоящих мужчин»
(1999).
Зато в это годы актриса часто принимала участие в дубляже зарубежных фильмов.
При этом Каменкова старалась озвучивать качественные картины. Ее голосом, к примеру,
говорила Сальма Хайек в фильме «Фрида». А вот в бразильских и мексиканских сериалах
Каменкова не принимала участия именно по причине их низкого уровня.
Свой музыкально чарующий голос актриса не раз «дарила» за кадром и российским
коллегам: Ирине Алферовой, Елене Яковлевой, Вере Глаголевой... В недавно вышедшем
фильме «Упасть вверх» ее голос звучит от имени героини Евгении Крюковой.
Об актрисе
В жизни Анна Каменкова так же бескомпромиссна, как и ее героини. Принципиально
избегая встреч с прессой, Каменкова не спешит изливать свою душу, считая, что
ничто не скажет об актрисе лучше, чем ее роль.
Анна Каменкова замужем за режиссером Анатолием Спиваком. Муж и сын являются
самыми строгими ценителями ее работы.
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Наталья Тендора, «Анна Каменкова: Наш зритель любит сострадать» («Парламентская
газета» №1207 http://www.pnp.ru) |