1983 Иона, или Художник за работой - короткометражный
1991 Феофания, рисующая смерть
1994 Аксёнушка
2002 Страстное и сочувственное созерцание - фильм-спектакль
2003 Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-1
2004 Дети Арбата
2005 Богиня прайм-тайма
2006 Многоточие
2006 Знаки любви
2007 Ничего личного
2007 20 сигарет
2009 Щенок
2009 Событие
2009 Иван Грозный
2010 Элизиум
2010 Дом Солнца
2014 С чего
начинается Родина
2015 Побег за мечтой
2015 Метод
2015 Взрослые дочери
2016 Склифосовский. Реанимация
2019 Колл-центр
2019 Скажи правду
КАЙДАНОВСКАЯ
Зоя Александровна
Родилась 05.11.1976, Москва
Детство
Зоя Кайдановская родилась в звёздной актёрской семье. Её мама – тонкая, интеллектуальная
актриса театра и кино Евгения Симонова,
любимая зрителями по фильмам «Афоня», «Обыкновенное чудо», «Рафферти», отец –
один из самых необычных отечественных актёров Александр
Кайдановский, исполнитель главных ролей в фильмах «Сталкер», «Пропавшая экспедиция»,
«Свой среди чужих, чужой среди своих». Оба невероятно талантливые, красивые, самобытные,
успешные, но при этом слишком разные, они не смогли долго жить вместе. Зое было
четыре года, когда родители разошлись. К счастью, мама и бабушка смогли оградить
её от взрослых проблем, и Зоя смогла пережить этот разрыв более-менее безболезненно.
Как она рассказывает сама, в её памяти зафиксировалось абсолютно безоблачное детство.
Чуть позже (Зое тогда уже исполнилось семь лет) Евгения Симонова познакомилась
с режиссёром Андреем Эшпаем, а затем вышла за него замуж. В 1986 году у них родилась
дочь Мария. Зоя Кайдановская рассказывает, что она сразу приняла Эшпая, подружилась
с ним, а с рождением Марии у них сложилась полноценная семья.
Воспитанием Зои в основном занималась бабушка Ольга Сергеевна Симонова. «Бабушка
нас обожала, но в вопросах воспитания проявляла строгость, не позволяла болтаться
без дела», - вспоминает Зоя Александровна. Уже с трёх лет девочку стали обучать
английскому языку. Это ей впоследствии очень пригодилось в школе. Английский язык
был единственным предметом, где у неё не было проблем, а так училась она неважно.
Особенно тяжело ей давались математика и сочинения (которые ей нередко писала
мама).
С четырёх лет Зою стали обучать игре на пианино. Мама мечтала, что дочь в будущем
станет оперной певицей, тем более та обладала отменным слухом. Однако когда детей
приучают к чему-то насильно, это часто вызывает обратный эффект, и Зоя с детства
возненавидела музыку.
Начало актерского пути
Лет в четырнадцать у Зои наступил переходный возраст. Она рассказывает, что
в этот период у неё были бесконечные депрессии, какие-то метания. На фоне этого
девушка ввязывалась в сомнительные компании, начала курить, употреблять спиртное.
Родные всеми силами боролись с этим и, в конце концов, устроили Зою к Борису Голубовскому,
который набирал подростков на экспериментальный актерско-режиссерский курс в ГИТИСе.
С этого момента её жизнь кардинально изменилась. Учёба полностью захватила и увлекла
девушку, она теперь постоянно пропадала на занятиях и репетициях и на всякие глупости
свободного времени уже не оставалось.
Тогда же Зоя Кайданосвкая была приглашена режиссёром Владимиром Алейниковым,
который был другом их семьи, в его мистическую драму «Феофания, рисующая смерть»,
повествующую о временах христинизации Руси. Это было не первое появление юной
актрисы на киноэкране – ещё в семь лет она дебютировала в кино, снявшись в небольшой
роли у своего отца Александра Кайдановского в его курсовой работе «Иона, или Художник
за работой». Но то была короткометражка, а теперь же Зоя снялась в полнометражной
ленте, да и роль была куда как больше. У Алейникова она сыграла девушку Настю,
дочку главного героя, которая сходит с ума. В те перестроечные годы отечественный
кинематограф, избавившийся от цензуры, стал активно использовать обнажёнку. Не
избежал этого в своём фильме и Владимир Алейников. В одной из сцен героиня Зои
Кайдановской должна была раздеваться догола. Однако её бабушка категорически этому
воспротивилась. В результате в пикантных моментах Зою подменила дублёрша.
Продолжение учёбы
Курс, на котором училась Зоя Кайдановская у Голубовского, был актерско-режиссерским.
После его окончания выпускники получали диплом и имели право на работу в театре.
Но Зоя не доучилась у него. После третьего курса девушка решила, что ей недостаточно
тех профессиональных навыков, которые она получала в данный момент. Отец Александр
Кайдановский посчитал, что ей необходимо поступать в театральное училище им. Щукина
и стал готовить её к экзаменам.
Надо отметить, что после развода родителей Зоя какое-то время встречалась с
отцом, но затем, после нового замужества матери и появления в её жизни Андрея
Эшпая, эти встречи прекратились. Отношения с отцом Зоя возобновила лишь в пятнадцать
лет. Можно сказать, заново с ним познакомилась и подружилась с ним…
Помощь отца сослужила Зое Кайдановской плохую услугу. Дело в том, что он отправился
в училище попросить за неё и пообещал в случае поступления вернуться в Щукинское
училище в качестве преподавателя. Однако там, зная неуправляемый характер Кайдановского,
совсем его не ждали. Испугавшись такой перспективы, Зою не пропустили дальше третьего
тура.
После этой неудачи Александр Кайдановский и Андрей Эшпай приняли совместное
решение, что Зоя не должна отчаиваться и вернуться в ГИТИС. Подготовившись, она
поступила на отделение музыкальной комедии в мастерскую О.Л.Кудряшова.
Театр
ГИТИС Зоя Кайдановская окончила в 1999 году. До 2001 года она служила в Театре
Эстрады. В этот период она была задействована в спектаклях: «Прощай Марлен, здравствуй»
(реж. Г.Шапошников), «Ваня и крокодил» (реж. Е.Гранитова), «Жизнь налаживается»
(реж. В.Павлов). Кроме того актриса сотрудничала с Театром на Малой Бронной, играя
в спектакле «Три высокие женщины».
В 2006 году Зоя Кайдановская была принята в труппу Театра им. Вл. Маяковского,
где много лет играла её мама Евгения Симонова. Началось всё с приглашения Сергея
Арцибашева в его спектакль «Шаткое равновесие», в котором он доверил Зое Кайдановской
роль Джулии. А затем у него возникла идея, чтобы она заменила маму в роли Агафьи
Тихоновны в постановке гоголевской «Женитьбы». Евгения Симонова, в свою очередь,
стала играть в этом спектакле сваху.
Позже на сцене Театра им. Вл. Маяковского Зоя Кайдановская сыграла Авдотью
Потапьевну в спектакле Екатерины Гранитовой «Амуры в снегу» (по пьесе Д.Фонвизина
«Бригадир»), Беллу в спектакле Александра Коручекова «На чемоданах», Еву в спектакле
Миндаугаса Карбаускиса «Господин Пунтила и его слуга Матти» по пьесе Бертольда
Брехта.
Кино. Новый век
До определённого времени Зоя Кайдановская была известна лишь театральным зрителям.
Её первой большой взрослой работой на экране стала роль Вики Марасевич в сериале
«Дети Арбата», который поставил её отчим режиссёр Андрей Эшпай. Актриса рассказывает,
что её пробовали на разных героинь, перекрашивали, создавая всевозможные образы,
пока не утвердили на роль Вики. Нашлось место в сериале для других членов семьи.
Муж Зои Кайдановской Алексей Захаров исполнил роль Максима Костина, Евгения Симонова
сыграла одну из главных ролей - Софью Александровну, а Мария Эшпай-Симонова появилась
в эпизодической роли.
Именно после «Детей Арбата» многие зрители открыли для себя актрису Зою Кайдановскую.
Не то чтобы её стали тут же узнавать на улице (хотя бывало и такое), но её работу
в сериале отметили, стали чаще писать о ней в прессе. У Андрея Эшпая Кайдановская
снималась и во всех последующих его фильмах (регулярно и другие члены семьи Симоновых-
Эшпай). В его мелодраме «Многоточие» она сыграла Тоню, в драме «Событие» - Веру.
В 2009 году Андрей Эшпай окунулся в глубину веков, поставив многосерийный фильм
«Иван Грозный» об одной из самых противоречивых фигур нашей истории. Зоя Кайдановская
перевоплотилась в нём в Елену Глинскую, вторую жену московского великого князя
Василия Ивановича, мать Ивана Грозного. Она создала очень эксцентричный образ,
не менее противоречивый сам Иван Грозный.
Следующей работой Андрея Эшпая стала историческая драма «Элизиум», посвящённая
поэтам Серебряного века. В основу картины режиссёр положил историю, случившуюся
между поэтами Николаем Гумилёвым и Максимилианом Волошиным и закончившуюся (по
слухам), дуэлью между ними из-за никогда не существовавшей в реальности женщины.
Зоя Кайдановская сыграла в фильме поэтессу Елизавету Дмитриеву. Наполненная ощущением
декаданса драма «Элизиум» получилась интересной, хотя и непростой для восприятия.
Правда в широкий прокат она не вышла и для широкого зрителя осталась неизвестной.
Снималась Зоя Кайдановская и в картинах других режиссёров. Так в 2006 году
она сыграла колдунью Валерию в мистической мелодраме Владимира Мирзоева «Знаки
любви», год спустя появилась в роли секретаря Ольги в социальной драме «20
сигарет» Александра Горновского и Ирины в драме Ларисы Садиловой «Ничего личного».
За участие в фильме «Ничего личного» Зоя Кайдановская в 2008 году была номинирована
на премию «Ника» в категории «Открытие года». Позже были работы в замечательном
детском фильме Марии Ефстафьевой «Щенок»
(мама Алёши), в драме Гарика Сукачёва «Дом Солнца» (переводчица), детективе Рауфа
Кубаева «С
чего начинается Родина» (американская шпионка Флемминг). А в 2015 году актриса
вновь снялась у Андрея Эшпая, сыграв Марину в мелодраме «Взрослые дочери».
Личная жизнь
Первый раз Зоя Кайдановская вышла замуж в студенческие годы за Максима Славкина,
с которым вместе учились. В том браке у них родился сын Алексей. Вместе они прожили
семь лет, после чего расстались. Как рассказывает сама Зоя Кайдановская: «В какой-то
момент отдалились друг от друга: я сидела с маленьким ребенком дома, а его тянуло
в компании, которые у нас вскоре стали совсем разными».
Алексей Захаров тоже учился в ГИТИСе. Однако тогда они с Зоей Кайдановской.
друг друга не разглядели. У неё был свой роман, у него - любовь с однокурсницей
Зои (которая, впрочем, к браку не привела). Спустя годы они как-то случайно пересеклись
в актёрской компании, обрадовались, стали вспоминать студенческие денёчки. А потом
меж ними вспыхнула любовь. Около десяти лет они прожили вместе, не расписываясь,
а затем решили официально зарегистрировать свои отношения. В браке с Алексеем
Захаровым у Зои Кайдановской родилась дочь Варя.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Зоя Кайдановская. «Самое дорогое». http://7days.ru
Татьяна Никишина «Слава по наследству». «Московский комсомолец».
Ирина Смелова «Отец не одобрял моего поведения». sobesednik.ru