Фильмография:
1974 Бубенчик
1977 Потерянный кров
1977 Венок из дубовых листьев
1978 Лицо на мишени
1978 Цену смерти спроси у мертвых
1978 Зеленая куколка (новелла из к/а «Молодость»)
1980-1981 Долгая дорога в дюнах
1983 Цена возврата
1983 Полет через Атлантический океан
1983 Ворота в небо
1984 Кто сильнее его
1985 Снайперы
1985 Грядущему веку
1986 Жалоба
1987 Ловкачи
1988 Шурави
1990 Адвокат
1990 Пробуждение
1990 Волки в зоне
1991 Оружие Зевса
|
КИСЕЛЮС
Юозас Юозович
Juozas KISIELIUS
22.06.1949, Йонишкис, Литовская ССР – 10.05.1991, Вильнюс, Литва
Заслуженный артист Литвы.
Лауреат Государственной премии СССР (1983, за участие в телевизионном фильме «Долгая
дорога в дюнах»)
Несостоявшийся лесничий
Юозас Киселюс родился в небольшом литовском городке Йонишкис. С ранних лет
мальчик принимал активное участие в самодеятельности, но всерьез об актерстве
не думал. После школы он мечтал поступить в лесотехническую академию и стать лесничим.
Но судьба распорядилась иначе, и в 1967 году Юозас Киселюс, неожиданно для себя
самого, поступил в Вильнюсскую консерваторию на кафедру актёрского мастерства.
Юноша с головой погрузился в учёбу и вскоре не представлял себе жизни без театра.
Уже в студенческие годы он начал работать на сцене. В числе ролей тех лет - Карл
Риипс в пьесе эстонского писателя Каугвера «Свой остров». Актер вспоминал о своем
герое: «Карл – молодой начальник шахты – уже был не просто другом, но и авторитетом,
воспитателем. Я понял тогда, что такие ценные качества, как отзывчивость, доброта,
имеют много граней, а граница между подлинно героическим и обыденным определяется
прежде всего масштабом личности, даром человек увлечь идеей, обрести единомышленников,
повести их за собой».
В 1972 году Юозас Киселюс окончил Вильнюсскую консерваторию и поступил в Вильнюсский
академический театр драмы. Его первой работой в театре стала роль Чарли в «Школе
Злословия» Шеридана.
Театру Юозас отдал много лет. Его репертуар был разнообразен: это шекспировские
Фентон («Виндзорские наследницы») и Эдмунд («Король Лир»), это и Ян в «Первом
дне свободы» Кручковского, и Бусыгин в «Старшем сыне» Вампилова, и многие другие
герои, полюбившиеся литовской театральной публике…
Первые роли в кино
В кино Юозас Киселюс начал сниматься с 1974 года. Он дебютировал ролью юного,
обаятельного Вилимаса, искателя воды, в фильме режиссера Гитиса Лукшаса «Бубенчик».
Спустя три года молодой актер вновь снялся у Лукшаса в его картине «Венок из дубовых
листьев». Он сыграл обездоленного батрака Клеменсаса, человека честного, искреннего,
которому чуждо всякое насилие. И хотя эта роль не была главной, но именно она
во многом определяла настрой всей картины.
Вообще ранних героев Юозаса Киселюса отличали такие качества, как открытость,
искренность, доброта. Такой же образ, например, им был создан в короткометражной
ленте «Зеленая куколка» (по мотивам рассказа Рэя Бредбери «Куколка»). О своих
героях актер рассказывал: «Такие люди привлекают меня своей душевной чистотой,
смелостью, убежденностью. Однако я говорю не о героях. Мои персонажи, те, кого
принято называть положительными героями, просто честные, добрые люди, верные данному
слову, верные долгу, чувству… И это, на мой взгляд, не героические черты, эти
качества – норма для человека». Примечательно то, что и в жизни Юозас был таким
же – честным, ранимым и очень романтичным…
Работы Юозаса Киселюса не остались незамеченными, и в 1978 году актер был приглашен
на одну из главных ролей в картину режиссера Кальё Кийска «Цену смерти спроси
у мертвых». Киселюсу была доверена роль революционера, руководителя большевиков
– подпольщиков Антона Соммера. Причем необходимо было сыграть эстонского героя
в эстонском фильме, а актер то эстонским языком совсем не владел... С задачей
Киселюс справился на все сто. Его герой получился очень запоминающимся - скупой
на слова, сдержанный, молчаливый, человек, главным образом сосредоточенный на
напряженной духовной жизни.
В том же году Юозас Киселюс снялся в фильме Альмантаса Грикявичуса «Лицо на
мишени». Об этой работе актер вспоминал с особой благодарностью, ведь после ряда
положительных героев ему впервые достался отрицательный персонаж. Роль журналиста
Гарольда Марча, поступившегося убеждениями ради корыстных целей, стала, по выражению
самого актера, «глотком чистого воздуха»…
«Долгая дорога в дюнах»
Несмотря на удачные роли, широкому кругу зрителей Юозас Киселюс оставался практически
неизвестным. Настоящую славу ему принесла многосерийная мелодрама «Долгая дорога
в дюнах» - эпопея, охватывающая период жизни Лавтии с 1939 года до начала 1970-х.
Актер сыграл латыша Артура Банга, человека, в трудное для своего народа время
сделавшего сознательно свой выбор и неколебимо, без громких слов оставшегося верным
своему народу.
Работа над картиной продолжалась два года, и когда вышла на телеэкраны, то
тут же вызвала бурю эмоций у зрителей. Герой Юозаса Киселюса настолько им полюбился,
что его просто засыпали письмами. Зачастую писали просто: Латвия, Рыбацкий поселок,
Артуру Банга. Удивительно, но эти письма доходили до адресата, и на каждое из
них он старался ответить…
После столь оглушительного успеха Юозасу Киселюсу посыпались предложения от
режиссеров. Вот только роли ему, как это часто бывает, предлагали однотипные.
Актер это прекрасно понимал, очень переживал, но выполнял свою работу качественно.
Это вообще была его черта – ко всему подходить со всей серьезностью. И чуть-чуть
с юмором.
Среди его работ тех лет: первый секретарь обкома партии Антон Соболев в многосерийной
ленте Искандера Хамраева «Грядущему веку», следователь Запарин, старающийся помочь
несправедливо осужденным подросткам, в детективе «Убийство на Монастырских прудах»,
талантливый хирург Евгений Дмитриевич Марчук в драме «Жалоба» - персонажи очень
живые, естественные. Однако сами картины в последствии оказались забыты, и Юозас
Киселюс в памяти зрителей, остался, по сути, актером одной роли…
Последние роли
Последние роли Юозаса Киселюса в кино пришлись на период развала советского
кинематографа. Одной из этих ролей стал Родион в фильме режиссера Виктора Дерюгина
«Волки в зоне». Бывший капитан милиции, человек непростой судьбы, он становится
ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И здесь ему приходиться
встать на защиту закона, противодействуя грабителям. Образ Родиона был очень близок
актеру, потому так убедительно звучали его слова в фильме, обращенные мародерам:
«Нет мира в душах ваших поганых»…
Политический и экономический кризис в стране, развал кинематографа, приведший
к невостребованности – все это ударило по здоровью Юозаса Киселюса. Когда врачи
обнаружили у него порок сердца, оказалось, что уже слишком поздно, чтобы что-то
предпринимать… 7 мая 1991 года актер возвращался домой с кинопроб, и ему неожиданно
стало плохо. Он постоял, пришел в себя, добрался до дома, откуда его жена вызвала
скорую. В больнице он пролежал три дня…
Юозаса Киселюса похоронили на старом военном кладбище в Вильнюсе. А на родине
актера, в городе Йонишкис, в школе, где он учился, в память о нем теперь ежегодно
проводится конкурс актёрского чтения...
Игорь BIN
Использованные материалы:
Татьяна Балтушникене, «Знакомьтесь – Юозас Киселюс», «Советский фильм» 1982 год,
№ 12;
Л. Будашевская, «Юозас Киселюс: Вместе с героем», «Советская культура» 26.04.1984,
№50 (5838);
Юозас Киселюс, http://www.kino-teatr.ru;
Сайт Юозаса Киселюса http://j-kisielius.narod.ru;
Юозас Киселюс, http://www.kinofans-club.ru |